Детское удерживающее устройство ФЭСТ

ПОД ЗАЩИТОЙ ИЗОБРЕТЕНИЯ ВЕКА

Усаживаясь в автомобиль и пристегиваясь трехточечным ремнем безопасности, вы вряд ли осознаете, что в очередной раз используете одно из самых важных изобретений в автомобильной промышленности за всю ее 120-летнюю историю. Со времен создания Нильсом Болином в 1959 г., трехточечный ремень безопасности спас около миллиона человеческих жизней и защитил от травм миллионы участников ДТП. В 1958 г. патент Болина на ремень безопасности вошел в составленный Патентным бюро Германии список из восьми изобретений, сыгравших, наравне с изобретениями Бенца, Эдисона и Дизеля, наиболее важную роль в жизни человечества за последнее столетие.
Простота конструкции и высокая эффективность трехточечного ремня безопасности гарантирует сохранение его центральной роли в системе пассивной безопасности автомобиля по крайне мере на ближайшие десятилетия. В то же время, при неизменности конструкции, дополнение ремня механизмами инерционного блокирования, преднатяжения, ограничения натяжения позволяет сделать его более удобным в эксплуатации и максимально использовать потенциал ремня для защиты водителя и пассажиров.
Мы не случайно начали рассказ о детском удерживающем устройстве с трехточечного ремня безопасности. Дело в том, что предлагаемое вашему вниманию устройство интегрировано в ремень безопасности с тем, чтобы свойства ремня, изначально предназначенного для защиты взрослых, полностью распространились на маленьких пассажиров автомобиля.
Как же работает ремень безопасности?
Диагональная ветвь ремня, проходящая по грудной клетке и плечу, передает на них максимальную энергию удара при столкновении или резком торможении. Нижняя часть ремня должна удерживать человека за тазовые кости, но ни в коем случае не за живот. Чем плотнее ремень прилегает к телу, тем выше уровень защиты. Натяжение ремня усиливают преднатяжители.
Это необходимо, например, когда под ремнем окажется теплая зимняя одежда. Натянутый ремень позволяет удержать человека в сидении на самом первом этапе столкновения или резкого торможения.

Но ребенок антропометрически отличается от взрослого, из-за чего невозможно обеспечить прохождение по его телу диагональной ветви ремня точно так же, как по телу взрослого.
Эту задачу решает детское удерживающее устройство Фэст, представляющее собой гибкий эластичный тканевый элемент трапециевидной формы, который посредством крылышек крепится на ветвях ремня безопасности и образует с ним единую конструкцию. Скрепленные между собой устройством Фэст, ветви ремня взаимодействуют с телом ребенка точно так же, как будучи разъединенными – с телом взрослого.
С 2003 г. законодательные требования к детским удерживающим устройствам закреплены Правилом ЕЭК ООН № 44.03 (с июня 2009 г.– ЕЭК ООН № 44.04), которые определяют удерживающее устройство как совокупность элементов, которая может включать комплект лямок или гибких элементов с пряжками, устройств регулирования и крепления, дополнительное устройство, например, съемную автомобильную колыбель, съемное детское кресло, дополнительное сиденье, противоударный экран.
Правила ЕЭК ООН подразделяют детские удерживающие устройства на 5 групп, определяемые массой и примерным возрастом ребенка, для которого предназначена каждая группа.

 

Группа Масса тела ребенка Примерный возраст
группа 0
до 10 кг
с 0 до 9 месяцев
группа 0+
до 13 кг
от 0 до 1,5 лет
группа 1
9-18 кг
с 9 месяцев до 4 лет
группа 2
15 кг и более
пртмерно с 4 лет
группа 3
25 кг и более
примерно с 6 лет

Устройство ФЭСТ универсально для трех весовых групп – 1, 2, 3. Достаточно 30 секунд, чтобы закрепить в устройстве сидящего на автомобильном сидении ребенка и прямо на нем произвести все необходимые регулировки, которые не нарушатся за время поездки. Для маленьких пассажиров группы 1 устройство ФЭСТ используется в комплекте с лямкой ФЭСТ.
Уникальность потребительских свойств устройства ФЭСТ заключается в том, что однажды приобретя такое устройство для малыша 1 группы с лямкой, не нужно будет менять его на другие по мере взросления. Сняв лямку, родители будут использовать то же устройство до тех пор, пока рост ребенка достигнет 150 см, и он сможет пользоваться ремнем безопасности, не пристегивая к нему устройство ФЭСТ.
В течение всего времени взросления ребенку, пристегнутому к трехточечному ремню безопасности устройством ФЭСТ, обеспечивается такой же уровень безопасности, как и взрослому пассажиру, удерживаемому на сидении тем же ремнем. Больше того, уровень безопасности, который сегодня обеспечивает ребенку комплекс из трехточечного ремня и устройства ФЭСТ, будет только повышаться по мере подключения к ремню высокотехнологичных устройств для его преднатяжения и ограничения натяжения.
Сегодняшний уровень безопасности, обеспечиваемый устройством ФЭСТ, подтвержден сертификатом соответствия № POCC RU. MT 25. B12920, полученным в результате испытаний в крупнейшем европейском сертификационном центре ТЮФ Рейнланд ИнтерЦерт. Кфт. Это означает, что устройство ФЭСТ отвечает всем европейским требованиям, предъявленным к детским удерживающим устройствам, и что полученные результаты испытаний полностью удовлетворяют Правилам ЕЭК ООН № 44.04. Испытания также показали, что все критерии травмирования манекенов, замещавших детей во время краш-тестов находятся в допустимых пределах с большим запасом.
Какую альтернативу детскому удерживающему устройству ФЭСТ предлагает рынок для детей 1, 2, 3 весовых групп? Огромное разнообразие детских автокресел, которые можно разделить на две примерно одинаковые группы:
1. качественные кресла, соответствующие европейскому стандарту и имеющие маркировки ECER 44.03 или 44.04, по цене от 5 до 16 тыс. руб.;
2. не сертифицированные кресла стоимостью 2-3 тыс. руб.
Вне зависимости от качества автокресел принцип их использования в подавляющем большинстве одинаков – кресло устанавливают на автомобильное сиденье и прикрепляют к нему штатным ремнем безопасности. Такой метод крепления превращает трехточечный ремень из важнейшего элемента пассивной безопасности автомобиля в некую плоскую веревку, а ребенка в кресле будут удерживать собственные прикрепленные к нему ремни. Эти ремни, разумеется, не имеют ни механизма инерционного блокирования, ни механизма преднатяжения. Ранее мы говорили, что для эффективной защиты пассажира необходимо плотное прилегание ремня к телу. В детском автокресле это можно обеспечить только более тугим застегиванием ремня, что вызывает недовольство ребенка.
Безопасность ребенка зависит не только от качества кресла, но и от правильной установки его в автомобиле. Проводимые в разных странах исследования показали, что 80% родителей неправильно закрепляют кресло ремнем на сиденье автомобиля. А ведь неправильно установленное автокресло не только не защитит ребенка, но и может нанести ему увечья.
Международная организация по стандартизации ISO предложила стандарт ISOFIX для крепления кресла без ремня. В этом случае сиденья автомобиля должны иметь специальные прутки, которые будут захватываться установленными на салазках кресла замками. Но немногие автомобили имеют сидения с такими прутками, способными удержать кресла лишь 0 и 1 групп.
Еще одна связанная с детскими автокреслами проблема – физиологическая и одновременно психологическая. Правила дорожного движения обязывают использовать удерживающие устройства для перевозки детей младше 12 лет. Но ведь ребенок ребенку рознь. Многие дети 9-12 лет переросли кресла. Да они себя и чувствуют взрослыми и хотят ездить как взрослые.
А как перевезти ребенка в такси или на попутной машине? Казалось бы – обыденная ситуация, но с 1 января 2007 г. ставшая неразрешимой. Невозможно ни найти, ни заказать такси с детским автокреслом, тем более необходимой весовой группы. Или «проголосовать» и остановить машину с установленным на сиденьи детским креслом. Вот и перевозят детей повсеместно по-старому, без автокресел. А чтобы не платить штрафы, стали прятать детей в автомобиле от инспекторов ДПС под приборной панелью. Посмотрим как проблемы, возникшие при перевозке детей в автокреслах решаются при использовании устройства ФЭСТ.
Прежде всего родители не должны по мере взросления ребенка трижды покупать для его перевозки кресла. Да и стоит устройство ФЭСТ раз в 10 дешевле детского сертифицированного автокресла средней стоимости.
Отпадают все проблемы, связанные с установкой автокресел на сиденьях автомобиля.
Будучи закреплённым в устройстве ФЭСТ, ребенок чувствует себя более свободно и комфортно на автомобильном сиденье, чем в автокресле. При этом ребенок находится на большем расстоянии от впереди стоящего кресла или панели приборов, чем в детском автокресле, что делает его поездку более безопасной и не накладывает ограничений при перевозке ребёнка на переднем сиденье автомобиля.
Устройство ФЭСТ не займет много места в дамской, мужской сумках или перчаточном ящике автомобиля. Стало быть, легко решается задача перевозки ребенка в попутной машине или такси. Для того, чтобы усадить ребенка на любое сиденье автомобиля и закрепить его в устройстве ФЭСТ, понадобится не более одной минуты.
В 2008 г. детское удерживающее устройство ФЭСТ было награждено тремя золотыми медалями Международной выставки «Идеи — изобретения – Инновации» в Иене (Германия); Международного салона юбилейного съезда членов ассоциации изобретателей-технологов «INVENTICA 2008» в Йаши (Румыния) и Международного салона изобретателей «INVENTICA 2008» в Йаши (Румыния).
Детское удерживающее устройство ФЭСТ высоко оценено специалистами.
Вот мнение Леонида Михайловича Рошаля, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, эксперта Всемирной организации здравоохранения, профессора:
«Я очень внимательно слежу за ситуацией в области детской безопасности на дорогах. Автотранспорт и интенсивное дорожное движение – один из самых опасных источников детского травматизма и гибели детей. И здесь важно не допустить беды или максимально снизить её вероятность именно на стадии профилактики. Не зря вслед за Европой (хотя и с большим опозданием), мы обязали водителей использовать при перевозке детей детские удерживающие устройства (ДУУ), которые, в случае аварии, существенно снижают риск получения тяжёлых травм или смертельных исходов.
Существующие сегодня удерживающие устройства имеют не только достоинства, но и недостатки, иногда существенные. При моём участии было протестировано большое количество детских автокресел, и ни одно из них не показало вполне удовлетворительных результатов. Выгодно отличается от многих таких ДУУ удерживающее устройство ФЭСТ, разработанное у нас, в России. Устройство ФЭСТ простое, не такое дорогое, при этом очень эффективное.
По моему предложению оно было проверено в специальной лаборатории и показало хорошие результаты. Полагаю, по своим характеристикам ДУУ ФЭСТ может быть моделью выбора».
Выбор есть, а дети, которых по-прежнему перевозят в автомобилях не закрепленными в удерживающих устройствах, продолжают погибать и получать ранения в ДТП. В 2008 г. при оформлении 958 ДТП было установлено, что гибель 119 и ранения 958 детей произошли из-за их перевозки без удерживающих устройств. В 2009 г. мало что изменилось в поведении родителей. Так, например, при проведении профилактических мероприятий «Внимание – дети!», «Внимание – в машине ребенок!», «Ребенок – главный пассажир» сотрудниками ГИБДД выявлены массовые нарушения правил перевозки детей. Очевидно, что только ужесточением наказания за перевозку детей в автомобилях без удерживающих устройств образумить родителей не удастся.
Помочь делу может только кардинальное решение вопроса – включить детское удерживающее устройство ФЭСТ в состав штатной принадлежности автомобиля, такой же, каким является ремень безопасности. Ведь благодаря устройству ФЭСТ функции трехточечного ремня безопасности — пассивной защиты взрослых, полностью распространяются на детей. Остается эту жизненно необходимую взаимосвязь ремня безопасности и устройства ФЭСТ узаконить юридически.

Источник: Статья из газеты «STOP газета» №11 — 2009 г.